История единственного в мире ледокольного атомного флота началась в 1953 году, когда было принято решение о создании первого такого судна.
Проектирование реакторной установки поручили конструктору Игорю Ивановичу Африкантову. Главным конструктором ледокола стал Василий Иванович Неганов – опытный кораблестроитель, который до этого уже участвовал в проектировании дизельных ледоколов. В частности, именно Неганов предложил новые конструктивные решения,позволившие еще больше усилить давление корпуса ледокола на лед, и таким образом значительно повысить ледопроходимость.
 
Стройка всесоюзного значения
Первый отечественный атомный ледокол «Ленин» был построен на
Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Строительство (закладка на верфи)
началось в июле 1956 года. Государственный флаг на «Ленине» был поднят 3 декабря 1959 года – эта дата стала днем рождения отечественного атомного флота.
В работах по созданию «Ленина» участвовали более 500 предприятий со
всего СССР. При проектировании и строительстве внедрены 500
рацпредложений, 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов судового оборудования.
«Ленин» был эталоном научной, конструкторской и судостроительной
мысли, а опыт его эксплуатации позволил усовершенствовать технологии
строительства всех последующих атомоходов и положил начало развитию
новой отрасли — гражданского атомного судостроения.
 
Легендарные капитаны
Первым капитаном ледокола «Ленин» стал Павел Пономарев – опытный
мореплаватель, до этого уже занимавший капитанские мостики дизельных
ледоколов «Ермак» и «В. Молотов». Капитаном «Ленина» Пономарев был
недолго: через два года после его назначения медкомиссия флота настояла на том, чтобы капитан (из-за последствий контузии военного времени и
обострившегося полиартрита) не выходил в море.
Тогда новым капитаном атомного ледокола стал Борис Соколов, которому на
тот момент исполнилось 35 лет. Соколов родился в Костромской губернии, в
семье столяра, окончил судоводительский факультет Ленинградского
высшего арктического морского училища имени С.О.Макарова. Проходил
практику на дизельных ледоколах, и с первого дня работы «Ленина» занимал там должность дублера капитана.
Под управлением Соколова экипаж ледокола «Ленин» выполнил
сложнейшую задачу - прошел в район тяжелых льдов в Чукотском море,
доставил на паковую льдину экспедицию и построил дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10», расставил по кромке многолетних льдов шестнадцать дрейфующих автоматических радиометеостанций (самую северную - на восточных подходах к мысу Арктический, за восьмидесятой
параллелью, в условиях полярной ночи). До этого полярников доставляли
самолетами, что было дорого и сложно. А с судна, во-первых, проще выбрать подходящую льдину, во-вторых, можно доставить гораздо больше
оборудования - оснащение полярников перестало ограничиваться только
самым необходимым.
Борис Макарович Соколов бессменно возглавлял экипаж судна почти 40 лет.
 
Обучение у руля
«Ленин» не только стал первым атомным ледоколом, но и плавучим
«атомным университетом», где нарабатывался опыт круглогодичного
арктического мореплавания, совершенствовались технологии и готовились
кадры для атомного флота нашей страны.
После 30 лет работы «Ленин» «вышел на пенсию», ошвартовался в
Мурманске и стал первым отечественным атомным судном-музеем. За 10
лет, с 2009 года, он принял более 400 тыс. человек. А развитие Атомфлота
продолжилось.
 
Рекорды
Атомный ледокол «Ленин» прошел свыше 654,4 тыс. морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны. Провел сквозь льды в общей сложности 3741 судно. Проработал 30 лет.
На «Ленине» побывали многие известные люди, в том числе - Фидель
Кастро, Юрий Гагарин, вице-президент США Ричард Никсон.
На «Ленине» был оборудован госпиталь с операционной, рентген-кабинетом, стоматологическим кабинетом и даже кабинетом физиотерапии – для полярников. За 30 лет на «Ленине» сделано более 300 сложных операций. На время работы хирургов останавливался весь караван.
Здесь снимался фильм «Ледокол», который вышел в прокат в 2016 году.
«Ленин» исполнил роль научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов»,
которое в 1985 году было зажато тяжелыми льдами вблизи побережья
Антарктиды. С дрейфующего судна тогда эвакуировали участников
экспедиции и членов экипажа, ледокол обколол лед вокруг судна и вывел его в чистые воды.
Атомные ледоколы, в отличие от дизельных, не наносят вреда хрупкой
арктической природе. След атомного ледокола – это только облако пара. А весь свой мусор атомоходы увозят с собой.
 
Использованы фотографии с сайта РОСАТОМ